Впечатления о попавшей мне в руки аккумуляторной вспышке
RiME LITE Power Action 8 на 800Дж.
ОбщееПеред началом съемок, мне захотелось узнать что может вспышка, и в процессе этого, не удержался и немного "улучшил", по моему мнению, данный прибор, о чем возникло желание поделиться с общественностью
Модификации головыВспышка мне досталась с головой от Power Action 6 (а это значит с цоколем 6.35, а не светодиодом), но с более мощной лампой, для 800 Дж. В комплекте с головой была галогенка 50W с рефлектором. Пока вез из магазина до дома в сумке на роликах, пилот выпал из патрона и болтался внутри. Сделал вывод о том, что пилот с рефлектором я не хочу (очень тяжелый) и купил галогенку на 100W (просто первое попавшееся, что увидел проходя мимо).
Голова была с ручкой сверху и размер этой ручки (длина 115мм), судя по всему, был принят как минимальный размер корпуса. С самом корпусе головы, по сути, особо ничего нет, так что я снял ручку, отпили лишнюю часть крепления к стойки и по этому размеру отпилил корпус головы. Сверху вместо ручки приделал маленький алюминиевый цилиндр, чтобы голову было удобней наклонять.
Посмотрев внимательно на штатный пайрекс, пришел к мысли, что еще и защитный колпак на вспышку я возить с собой не хочу: пайрекс и так довольно крепкий.
Модификации вспышкиПервое, и, наверное, самое главное неудобство для меня, было отсутствие ручки для переноски вспышки. По размеру, на удачу, очень хорошо подошла ручка, свинченная с головы вспышки. Двумя уголками приделал ручку к корпусу, правда немного криво.
Один из моментов, который для меня был важен при выборе вспышки: удобное, на сколько это возможно, ношение вспышки на плече. Поэтому мне очень понравилась конфигурация корпуса вспышки - он вертикальный и относительно плоский. Штатный чехол для вспышки мне не понравился. Ремень на плечо в нем не съемный, без каких либо прокладок. Смысла защищать корпус вспышки от механических воздействий, я не нашел. Но переносить вспышку на плече очень хотелось, так что приделал сбоку пару ушек, чтобы иметь возможность к ним прицепить ремень на плечо. В последствии был куплен ремень Lowepro Vertebral Tech Shoulder Strap. В результате, ношение вспышки выглядит как-то так:
Поскольку вспышку все равно приходится таскать с собой, то захотелось, чтобы она выполняла роль груза, во время съемки. Груз хотелось разместить как можно ниже на стойки, притом так, чтобы провода до головы выходили как можно ближе к оси стойки. Стойки у меня двух типов. Обычная, симметричная конструкция (журавль Manfrotto 420B) и стойки с несимметричным расположением ног (Manfrotto 1004BAC/1005BAC). В результате, с подсказки Ильи (GRIFO), был куплен манфротовский суперкламп, к нему приделаны клещи от головки RRS (данные клещи я не выбирал, просто у меня валялась не используемая голова RRS, которая подошла к купленной L-площадке и суперклампу. Если кто будет брать новые клещи, то я рекомендую покупать с тремя дырками, по типу
RRS B2 LR II: 60mm LR clamp with dual mount) и к корпусу вспышке была привинчена L-площадка JJC QL-D5000 (выбор на нее пал, потому-что она продавалась за дешево и подошла по размеру). Площадку, естественно, пришлось доработать напильником, чтобы она стала плоской внутри. А клещи к супер-клампу закрепить так, чтобы они не вращались вокруг центрального винта. В результате получилось то, что хотел, и я могу использовать данный способ крепления, как с Manfrotto 420B:
,
так и с Manfrotto 1004BAC/1005BAC:
При этом сама вспышка не касается земли, что дает возможность располагаться в грязных местах
У Manfrotto 1052BAC оказались довольно хлипкие пластиковые зажимы, так что на них тяжело зафиксировать такой вес: буду использовать эти стойки с другими вспышками.
Нужно также заметить, что вес вспышки не способен удержать октабокс 120см на ветру. На самом деле, его даже один человек удерживает с трудом. Но два человека, во время порывов ветра, смогли без особых потерь удержать вспышку со стойкой
В самой вспышке есть синхронизатор Swing I и в комплекте давался передатчик к нему. После экспериментов с ним и Phottix Strato II обнаружил, что на 1/250 Swing I дает немного большим темный градиент внизу кадра на камере Canon 1Dm3, чем Phottix Strato II (в принципе, вполне ожидаемо: RiME LITE обещать синхронизацию для Swing I до 1/1000 на камерах, которые такое могут, а в интернете про Phottix Strato II говорят, что он может 1/1250. То есть задержка на китайском синхронизаторе немного меньше). Безусловно, черных полос ни один из этих двух синхронизаторов на 1/250 мне не дал, но Phottix Strato II сделал это лучше
А учитывая большее удобство Strato II (4 быстро включаемых группы, сквозной ttl горячий башмак) я решил использовать именно его со вспышкой. Чтобы это делать было удобно, я привинтил к корпусу с наружной стороны (чтобы не мешал носить вспышку на плече) холодный башмак с зажимом (от
Lastolite Hotshoe Tilthead Shoe Lock, опять же, только по тому, что данное крепление у меня было). Потом докупил проводок
Fischer Audio AD-440 3.5мм джек на 3.5мм, потому-что идущие в комплекте с триггером провода были очень длинными. Как все в результате вышло, можно увидеть на фотках выше.
Мне очень повезло, что голова досталась с креплением для галогенной пилотной лампой, а не маломощным светодиодом. Безусловно, 100W галогенная лампа что-то особо осветить не может, но в темноте польза от нее есть (и определенно больше, чем от светодиода). На голове вспышки есть выключатель пилота, но на корпусе самого блока такого выключателя не было. Мелочь, но очень лень, чтобы включить/выключить пилот спускать голову вниз. Чтобы этого избежать, я врезал еще один выключать пилота в сам блок.
После описанных ниже экспериментов с аккумуляторами, я решил заменить силовые провода от аккумулятора до силовой схемы на медь 4 квадрата. Не знаю, каким образом это скажется на продолжительности жизни вспышки, но на время заряда сказалось хорошо
После этих действий, также пришлось немного (на 5мм) увеличить размер батарейного отсека по высоте, так как из-за толстых проводов, аккумуляторный отсек стал закрываться с приличным усилием и мне очень не хотелось повредить провода такими закрытиями.
Слева кабель, который был, справа 4мм акустический, на который я заменил:
ПитаниеВспышка досталась мне без аккумулятора, и, чтобы иметь возможность снимать, я на радио-рынке купил самый дорогой свинцовый аккумулятор, подходящего типоразмера, что смог найти. После первых замеров, у меня появилась мысль, что одного такого аккумулятора мне на съемочный день не хватит (как показала практика, все оказалось именно так) и я докупил второй такой-же. Потом приехал литий-железо-фосфатный. Так что их я и сравнивал
Свинцовый аккумулятор
Delta HR 12-34W:
Номинальное напряжение: 12 V
Номинальная емкость: 9 Ah
Максимальный ток заряда: 3.2 А
Максимальный разрядный ток: 120 А
Измерено мной:
Масса: 2540 г
Длина: 151,5 мм
Ширина: 65,5 мм
Высота без учета клейм: 93,4 мм
Емкость, при разряде постоянным током 0.7 А: 6839 mAh
Литий-железо-фосфатный аккумулятор (LiFePo4), купленный в прографе:
Исполнение: в SLA корпусе со схемой управления (предположительно 4S3P на 26650 3Ah + PCM)
Номинальное напряжение: 12.8 V
Номинальная емкость: 9 Ah
Максимальный ток заряда: 9 А
Максимальный разрядный ток: 15 А
Максимальный разрядный ток (импульс до 2 с): 25 А
Измерено мной:
Масса: 1165 г
Длина: 150,7 мм
Ширина: 65,1 мм
Высота без учета клейм: 95,1 мм
Емкость, при разряде постоянным током 0.7 А: 9232 mAh
Разряд пилотной лампойПолностью заряженный аккумулятор был подсоединен к Power Action 8 и включена пилотная 100W лампа. С клейм аккумулятора снимались показания вольтметра (точки - реальные замеры):
В начале разряда ток, забираемый с аккумулятора, был порядка 10 - 11 А.
Примечание: безусловно, свинцовый аккумулятор разряжать больше чем до 9 вольт нельзя.
Если за точку отсчета берем 10V, то получаем примерно:
Свинец: 36 минут
LiFePo4: 63 минуты
Вспышки по 800 ДжПодключался полностью заряженный аккумулятор, в одну руку брался синхронизатор, во вторую таймер (в моем случае функция секундомера в походном GPS). Одновременно нажимались обе кнопки. Потом ждал, когда вспышка пискнет, сообщив мне об окончании заряда. Иногда случалось (раз 15 максимум за время полной разрядки аккумулятора), что время заряда вспышки увеличивалось на секунды полторы - я эти пики сгладил. Итого, количество пыхов и время заряда, на разных источниках питания на 800 Дж:
1. Взял не модифицированную вспышку и подключил к ней свинцовый аккумулятор. Если взять 150 пыхов, то получим среднее время заряда 5.1 c (от 4.5 с до 5.8 с)
2. Взял не модифицированную вспышку и подключил к ней 2 одинаковых свинцовых аккумуляторов параллельно. Второй аккумулятор подключал через разъем заряда. Если взять 320 пыхов, то получим среднее время заряда 4.3 с (от 3.7с до 4.8с). На где-то 200ом пыхе словил перегрев. Пришлось дать остыть вспышке на пол часа. После каждого 100 пыха давал немного остыть разъему, через который был подключен второй аккумулятор
3. Взял не модифицированную вспышку и подключил к ней LiFePo4 аккумулятор. Если взять 250 пыхов, то получим среднее время заряда 4.9 c (от 4.5 с до 5.2 с)
4. Тоже самое, что вариант 3, только кабели были заменены на 4 мм^2. Если взять 250 пыхов, то получим среднее время заряда 4.0 c (от 3.9 с до 4.2 с)
Для варианта 4 при новом аккумуляторе вспышка при выставленном A6.0 (800 Дж) потребляет порядка 0.8А в режиме ожидания. Во время заряда в начальный момент 50А, в конце 14А. Для сравнения, в режиме ожидания при A1.1 (минимум) потребляет 0.41А.
Вспышки по 400 Дж400 джоулей мы на нашей вспышке можем получить двумя способами: либо выставить A5.0, либо воткнуть голову в выход B и выставить на нем B6.0. Это может потребоваться, если мы хотим получить немного короче импульс, так как прибор регулировку мощности производит только напряжением на емкостях, а когда подключаемся в выходу B мы получаем коммутацию емкостей. Иными словами, при A5.0 напряжение будет меньше, а количество подключенных емкостей большем, чем при B6.0. За это мы будем расплачиваться временем заряда, так как на заряд у нас будут работать только 2 из 4х транзисторов. Методика замера та-же, что в предыдущем пункте:
1. Взял не модифицированную вспышку и подключил к ней ней LiFePo4 аккумулятор. На 400 пыхов среднее время заряда 2.9 c (от 2.8 с до 3.1 с)
2. Тоже самое, что вариант 1, только кабели были заменены на 4 мм^2. На 400 пыхов среднее время заряда 2.5 c (от 2.4 с до 2.7 с). Вспышка перегревалась через каждые 100 пыхов. Остывала где-то пол часа
3. Вспышка с замененными на 4 мм^2 силовыми проводами, но голова подключена к разъему B. На разъеме B выставлено B6.0, на A1.1 (минимум). На 500 пыхов среднее время заряда 4.3 c (от 4.1 с до 4.5 с)
4. RiME LITE i4 версия со съемным аккумулятором, аккумулятор штатный. Просто для сравнения (про i4 напишу в соответствующей теме, когда наберется необходимое количество знаний для этого. Но уже сейчас очевидно, что прибор интересный )
Для варианта 2 потребление в режиме ожидания 0.5А, во время заряда в начальный момент 50А, в конце 20А.
Для варианта 3 потребление в режиме ожидания 0.6А, во время заряда в начальный момент 23А, в конце 7А.
ЗарядУ Power Action 8 штекер заряда аккумулятора на передней панели фактически напрямую (через общий предохранитель) подключен к аккумулятору, соответственно, чем бы не питалась вспышка, чтобы зарядить аккумулятор в ней, нужно просто подключить "правильную" для этого типа аккумулятора зарядку к прибору.
В комплекте к Power Action 8 давалось зарядное устройство для свинцовых аккумуляторов. Заряжает током в 1.1 A. Когда покупал LiFePo4 аккумулятор, то мне в прографе предлагали зарядное устройство для него, с зарядным током 4.0 A, притом, как показала практика, это было довольно правильное предложение: чтобы не допустить глубокого разряда в LiFePo4 аккумуляторе стоит схема, которая отключает нагрузку, когда на какой либо банке напряжение падает ниже заданного уровня. Если в таком состоянии подключить аккумулятор к зарядке для свинцового аккумулятора, то она просто не видит батарею и не начинает заряжать.
Я же в свою очередь, избалованный
Maha Powerex MH-C9000, который применяю для зарядки и диагностики аккумуляторов для накамерных вспышек, хотел иметь зарядку, которая могла:
заряжать Pb, Li-Ion и LiFe аккумуляторы;
позволить мне самому выбрать каким током в данном конкретном случае заряжать аккумулятор;
показывать сколько она "залила" в аккумулятор;
имела функцию разряда, с выводом информации сколько она смогла получить из аккумулятора энергии.
В результате была куплена зарядка SkyRC e6680. Я ей могу зарядить:
когда не тороплюсь LiFePo4 током 3 А за 4 часа;
когда тороплюсь LiFePo4 током 6 - 5.5 А (максимум 80 ватт) за 2 часа 5 минут;
когда тороплюсь Pb током 3 A за 4 часа;
А также разрядить аккумулятор током до 0.7 А
ОбщееВ вспышке 8 конденсаторов 330V 2000мкФ. Соединены попарно параллельно, а потом эти пары соединены последовательно. Я так понимаю, на максимальной цифре на лампу подается около 600V.
Вспышка не умеет сбрасывать заряд с конденсаторов ни в лампу, ни каким либо образом еще. Так что при любом уменьшении мощности нужно делать пых. Мне еще показалось, что когда мы увеличиваем мощность в рамках цифр 1.1 - 3.0, то вспышка не до конца заряжается до первого пыха. В результате, я для себя решил: при любом изменении мощности перед съемкой делать тестовый пых.
Мне разок удалось выбраться на пару дней со вспышкой в загородный дом. В солнечную погоду одного свинцового аккумулятора на весь день мне не хватило. Но совсем чуть-чуть. На основании этого делаю вывод, что 1 LiFePo4 на съемочный день мне должно хватить. Правда снимал я не много.
Денежные затратыИтого: 62 650 р
ВесВспышка с аккумулятором LiFePo4 - 5.3 кг
Штатный кабель 3м - 0.56 кг
Голова с пайрексом - 1.13 кг
Ремень на плечо - 0.20 кг
Суперкламп с клещами - 0.56 кг
Итого: 7.75 кг
Когда разбирал вспышку, заметил, на мой взгляд, забавную вещь: сам по себе корпус без начинки весит 2 кг. Притом из них, 1 кг - это передняя и задняя металлические крышки. После этого беспокоиться за то, что вспышка может развалиться от ношения без чехла я перестал
ИтогоВспышка мне нравится
Я получил вспышку 800 Дж, которая:
общей массой немного меньше 8 кг;
на одном заряде может час светить 100W пилотом, либо 250 пыхов на максимальной мощности со средним временем заряда 4 с, либо 400 пыхов на 400 Дж со средним временем заряда 2.5 c;
синхронизируется с моим фотиком на 1/250;
может быть заряжена, если нужно, за 2 часа;
может переноситься вместе со стойкой и небольшим софт-боксом одним человеком:
может крепиться к стойке, для придачи ей большей устойчивости.
Примечание 1: Хочу заметить, что приведенные замеры носят ориентировочный характер и с точки зрения метрологии неверны. Ни о какой точности говорить не приходиться, так как каждый замер производился один раз (и соответственно погрешность составляет бесконечность). Также нужно учесть, что все замеры производились на новых аккумуляторах и с течением времени их характеристики будут ухудшаться.
Примечание 2: Я не знаю каким образом мои "доработки" могут сказаться на сроке службы вспышки, так что если вы точно не знаете что делаете, то повторять описанные действия не рекомендую. Именно по этому я привел графики разряда и для оригинальной не модифицированной вспышки, чтобы люди могли оценить, что может прибор, когда к нему просто докупают LiFePo4 батарею.