Что лучше: интерлейс или прогрессив? 50i vs 25p на примере Сanon HV20Оригинал статьи здесь:
http://fotosav.ru/articles/video/50i_vs_25p.aspxСтатья ориентирована для начинающих видеолюбителей, но мож и другим будет интересна
Полностью сюда выложить не смогу из-за ограничений форума. Запощу что смогу + основные выводы.
В настоящее время у большинства выпускаемых HD/HDV-видеокамер помимо чересстрочного режима (интерлейс) присутствует еще и прогрессивная развертка (иногда прогрессив именуется как режим "кино"). Возникает вопрос: в каком режиме лучше снимать — чересстрочном 50i (interlaced) или прогрессивном 25p (progressive)?
Всегда хочется выжать из камеры максимум качества, особенно когда речь идет о съемке футажей для фотобанка бытовой видеокамерой, которой HV20 и является. По идее прогрессивное видео при одних и тех условиях должно давать более качественную картинку, чем чересстрочное (должно быть меньше артефактов сжатия). Но, просматривая "статичные" сцены, снятые в интерлейсе 50i и прогрессиве 25p, я не заметил особой разницы. Для просмотра использовал современные на данный момент плееры PowerDVD 7, Windows Meida Player 11 и WinDVD 9, а также мониторы с разрешением 1680x1050 и 1920x1200 пикселей.
Далее приводятся тесты с видеокамеры Canon HV20. Но думаю, результаты этого скромного
исследования распространяются и на более свежую модель Canon HV30 (которая, как я понял, ни оптикой, ни матрицей не отличается от предшественницы). Да и для других HDV/HD камер многое будет верно.
Цель тестов или что пытаемся выяснить:
* есть ли ощутимая разница в качестве картинки между режимами съемки: 50i и 25p;
* что лучше использовать для динамичных сцен: интерлейс 50i или прогрессив 25p и как лучше использовать прогрессивный режим для динамики.
1. Сравнение 50i и 25p для статичных сценХорошее освещение, режим Av=f/1.8:
50i
25p
100%-ные кропы кадров: 50i и 25p, диафрагмы f/1,8 и f/2,8. Прогрессив 25p на диафрагме f/1,8 получился немного четче и содержит меньше артефактов. На прикрытой до f/2,8 диафрагме разница между 50i и 25p незначительна
Плохое освещение, режим Av=f/1.8:
50i
25p
100%-ные кропы кадров сделанные в режиме 50i и 25p при плохом освещении. Экспокоррекция + 4. В режиме приоритета диафрагмы Av прогрессив 25p (за счет более длинной выдержки?) дает менее шумную и более четкую картинку, чем интерлейс 50i
Вывод.Для статичных сцен лучше использовать прогрессив 25p — картинка по сравнению с интерлейсом 50i получается более четкая и чем хуже освещенность, тем сильнее проявляется эта разница.
2. Движение в кадреИтак, для статичных сцен победа на стороне прогрессива — по результатам тестов 25p-видео получается более четкое и детальное, с меньшим числом артефактов. Но, как говориться, есть и обратная сторона медали — у 25p движение в кадре воспринимается более прерывисто, чем у интерлейса 50i. Стробоскопический эффект особенно ярко проявляется, когда объект движется вдоль поля кадра или осуществляется панорамирование.
Двадцать пять кадров в секунду маловато для обеспечения плавности динамичных сцен. Стробоскопический эффект можно уменьшить, если увеличить число кадров, например, в два раза, то есть осуществить переход 25p->50p.
Простое растягивание по времени, как правило, заключается в дублировании исходного кадра — это мало что меняет, "дерганность" остается. В некоторых видеоредакторах возможно смешивание (blend), когда соседние кадры накладываются друг на друга — уже лучше. Ну а более интеллектуальные алгоритмы позволяют интерполировать (дорисовать) промежутоные кадры из соседних, как если бы они были сняты в реальности (ну почти так) — см. рис. 9. В этом случае понадобятся специальные программы или плагины, которые анализируют соседние кадры и выделяют на них статичные области, которые не надо трогать, и движущиеся объекты, которые требуется смещать. К таким плагинам относятся: RealViz Retimer, Twixtor, MVTools и др. (см. подробнее статью с ixbt "Замедление видео").
Прогресс не стоит на месте, технология "умного" увеличения частоты кадров получила название Digital Natural Motion (DNM) и уже применяется в телевизорах и плеерах. Впервые DNM появился в телевизорах Phillips. Из проигрывателей первым был WinDVD. К сожалению, в WinDVD опция Trimension DNM почему-то не доступна для проигрывания видео из файла. Преодолеть эту трудность поможет плагин MVTools с фильтром AviSynth, которые можно подключить к Media Player Classic (см. "Просмотр видео на компьютере с эффектом плавности движений").
3. Приемы повышения плавности движения для прогрессивного видеоИтак, как уже упоминалось выше стробоскопический эффект у прогрессива 25p можно "убрать" при просмотре. А теперь давайте рассмотрим, как добиться большей плавности прогрессивного видео при видеосъемке.
Во-первых, следует обратить внимание на скорость затвора. Чем короче выдержка, тем четче получается объект, но тем сильнее выражен стробоскопический эффект.
1/50 с
1/25 с
Кропы стоп-кадров прогрессивного видео 25p снятые при различных выдержках 1/50 с и 1/25 с: чем короче выдержка, тем четче движущийся объект, но тем сильнее выражен стробоскопический эффект
Примечание. При ярком освещении (например, солнечным днем) автоэкспозиция камеры может выставить очень короткую выдержку (1/200 и короче). Чтобы избежать стробоскопического эффекта при съемке движения целесообразно увеличить выдержку, например, прикрыв диафрагму. Однако это не всегда хорошо — с увеличением диафрагмы теряется размытие фона и падает разрешение из-за дифракционного размыливания. Как вариант, можно применять нейтральные серые фильтры.
Вторым моментом повышения плавности движения в кадре является умелая работа оператора: выбор точки съемки, траектории движения камеры, скорости панорамирования и т.п.
Например, для уменьшения стробоскопического эффекта при съемке движущейся машины (рис. 12) подойдет съемка проводкой (рис. 13), когда камера сопровождает движущийся объект. Это не только уберет "рывки", но и сделает сцену более интересной.
Прогрессивное видео 25p, камера Nikon D90, съемка "статичной" камерой: движение машин воспринимается рывками
Прогрессивное видео 25p, камера Nikon D90, съёмка "проводкой" позволяет добиться большей плавности движения и делает сцену более интересной
Вывод.При съемке движения интерлейсное видео воспринимается более плавно. Если используется прогрессивный режим, то для уменьшения стробоскопического эффекта целесообразно искать подходящую точку съемки и траекторию движения камеры, а также использовать длительную выдержку затвора (1/50 — 1/25 с) с целью смаза быстрого движения в кадре.
Примеры видео см. здесь:
http://fotosav.ru/articles/video/50i_vs_25p.aspx