народа в зале было заметно меньше, чем в прошлом году. После обеда в первый день народу прибавилось.
Заметно было отсутствие среди гостей многих известных стокеров - Кости Сутягина, Виталия Валуа, Паши Лосевского и других. Был Эльнур и Новосибирская команда, и из-за рубежа приехал Ли Торренс.
Конференция вкратце:
тема про авторские права - во-первых не всем интересно, т.к. чисто российский вариант рассматривался, во-вторых докладчица лично, похоже, с фотографической темой мало сталкивалась.
[upd] Андрес Родригес так скромно себя вёл, что я про него забыл написать! По сравнению с тем, что он говорил в Дублине полтора года назад, разница не очень большая. Он немного рассказал о том, как работает и о тенденциях рынка. Любопытно, что его фотобизнес начал сильно разрастаться, и некоторое время (год назад) его команда была 15 человек. Но Андрес решил, что он хочет остаться фотографом и не хочет становиться бизнесменом-управленцем. Сейчас его команда - 5 человек, включая его самого и его сестру. Хотя живёт Андрес формально в Лондоне, чуть ли не половину времени он проводит в Колумбии. Снимает он почти только в Колумбии.
picniche - анализ стокового рынка и тенденций Боба Дэвиса - понравилось, интересно и содержательно
Дитмар из айстока - предполагался анализ рынка "для опытных стокеров" (в другом зале параллельно была тема "для начинающих") - но значительная часть из сказанного была рассчитана на новичков, и откровений от Дитмара я не услышал (да и не ожидал). Его рассказ был довольно интересным, но за пивом после конференции с ним пообщаться оказалось гораздо интереснее (хотя секретов айстока он, конечно, всё равно не выдавал).
Ирина Терентьева расскзала о тенденциях российского фотостока. Послушать было интересно.
Последний докладчик из британской школы дизайна. Я с очень большим удовольствием его слушал, он хорошо рассказывал и показывал. Практической пользы для себя как стокового фотографа я из этого доклада не извлек вообще. Но удовольствие получил, и для общего развития, считаю, полезно.
Возможность пообщаться с гостями и докладчиками в баре после конференции - большой плюс. Любопытно, что Дитмар на основе российских продаж айстока оценивает реально существующий сегодня российский фоторынок значительно выше, чем его оценила Ирина Терентьева (в долларах в месяц). Вероятно, покупатели у Лори и у айстока очень разные, и поэтому заметная часть рынка проходит мимо Лори.
На второй день я посетил только мастер класс Саймон Кржика. Интересно, хотя я ожидал большего, чем 4-часовую power-point презентацию. Но Саймон честно пытался нам за 4 часа выдать как можно больше информации о видео-стоковом производстве. Наверное, можно было бы несколько сократить вводную теоретическую часть в пользу практической.
* Логистика - кофе и пирожных в этот раз хватило, кажется, на всех
Только послеобеденный перерыв оказался без кофе - но все равно хватало минералки.
* Ведущим был Павел Орехов, и его голос очень плохо было слышно через микрофон (докладчиков нормально было слышно, а у Павла голос получился слишком гулким и разобрать было сложно)
* Еще из минусов - выступающие плохо слышали вопросы, похоже тоже из-за микрофонов.
* Про качество перевода конференции сказать не могу, не пользовался.
* На мастерклассе перевод был не синхронный через наушники, а с переводчиком в зале. Сам перевод нареканий у меня не вызвал, но переводчик не знал терминологии видеопроизводства и простых электротехнических понятий (ватты и киловатты, кельвины в цветовом балансе, мегабиты в видеопотоке и т.п.).
* в целом по общей организации на мой взгляд конференция стала лучше, но моё общее субъективное впечатление о том, насколько мне конференция полезна - ниже.