«Аритмия» оставляет впечатление крепкого и хорошего фильма.
Прекрасные актёрские работы. Фильм, в котором и главные герои, и массовка оказались реальнее некуда.
Мало кому из актёров удавалось настолько приблизиться к зрителю, как это удалось сделать Яценко и Горбачёвой. Кажется, эти два часа я провёл вместе с ними — в их маленькой однушке, на их работе, с их коллегами, переживал, недопонимал, спорил, любил, страдал, смеялся.
И вроде не так много эмоций, и не открыто чего-то нового, и ребят показали обычных, ну ничем совсем не выдающихся и не запоминающихся.
Он — точно не герой нашего времени, хотя и ведёт свою ежедневную войну с бюрократией и цинизмом, борясь за человеческие жизни.
Она — не красавица и не спасительница, хотя и не даёт близкому человеку упасть в пропасть окончательно, каждый раз удерживая его рядом. А может — это он держит её за руку?
Врачи и больные в фильме — одинаково не слишком приметны и в то же время обезоруживающе естественны. Настолько, что поневоле кажется, что это в твою квартиру через городские пробки пробирается скорая, это твоя больная бабушка тяжело хватает ртом воздух, держа врача за руку, твой ребёнок сейчас в операционной, а ты сам ждёшь, когда откроется дверь и человек в белом халате одним словом решит твою судьбу.
Да, это всё хорошо. Даже очень.
Говорят, фильм Хлебникова соперничал с «Нелюбовью» Звягинцева при выдвижении на «Оскар», но в итоге выдвинут не был. Во многом потому, что американские киноакадемики просто не поняли бы до конца такой фильм. Он слишком конкретен, как отрывок календаря, вырванный из твоей рабочей недели, как слова в твоём ненаписанном дневнике или в письме другу. Всё, что ты пережил и видел сегодня и вчера, вряд ли поймут забугорные критики, но вот твой сосед по лестничной клетке или медсестра из соседнего отделения — они поймут точно. Этот фильм для них. То есть для нас с вами.
Потому — так мало музыки и так немного пейзажей, в отличие от того же Звягинцева. Часто ли ты любуешься природными ландшафтами, работая в больнице или за рулём скорой? А после работы — приходишь, хватаешь бутылку кефира в своём холодильнике и потом просто отрубаешься. Твоя привычная музыка — это ударные звуки из соседской квартиры, прорывающиеся сквозь тонкие стены потрёпанной хрущовки, да любимая с института мелодия в мобильнике — вечная спутница самокопания и тараканов в голове.
Хлебников не рисует природу. Он демонстрирует людей, выражения лиц. Схватывает каждую морщинку, каждое движение глаз и губ. Жесты. Мимику. Голос. И всё — точно.
Но всё же, поставить данному фильму высшую оценку сложно.
Именно потому, что фильм этот — как фотография наших будней. Она ничем не удивляет и не заинтересовывает настолько, чтобы запомнить её надолго. Ни крепко пьющими, но справляющимися со своим делом людьми в белых халатах. Хотя кому-то покажется, что это поклёп на профессию врача. Ни господством регламентов и отчётности в той сфере, где на первом месте должны быть человек и его беда. Ни взрослым мужчиной, который ведёт себя в отношениях с женщиной как ребёнок. Ни единственной постельной сценой, в которой натуралистичность полностью победила сексуальность.
Я нашёл для себя в данном фильме много замечательных вещей. Но не нашёл того, что по настоящему способно надорвать душу и врезаться в память. А ещё — не увидел целостной истории героев как таковой. Только хроники из страниц семейных и врачебных будней.
Этот фильм, безусловно, заслуживает внимания зрителей и неспроста был отмечен наградами на различных фестивалях. Но для меня он никогда не станет лучшим отечественным фильмом 2017 года. Просто потому что между художником и фотографом я выбираю первого.
8 из 10