fanfo, все понятно, да. Но деление тут не на современных авторов и серебряный век, как мне кажется. Сейчас продолжают выходить книги о русских и славянах конца девятнадцатого века. Например, "Нэнуни" Янковского. Читала до пяти утра, не в силах остановиться. А "Сибирская книга" Миши Кречмара об наших собственных "индейских войнах" на востоке России, от Урала до Чукотки, которая вышла в 2014? Сижу, читаю второй месяц, там четыреста страниц. Периодически глаз выпадает. И там и там - жизнь, которая круче любой фантазии.
Шукшин - это сила. Нравится "Я пришел дать вам волю", но читала один раз и давно. Правда есть еще монолог Хлопуши в исполнении Высоцкого, что лично мне заряжает историю дополнительно. Очень сильное исполнение. Читала и перечитывала шукшинские рассказы весь универ. Была на Алтае, где с шукшинских времен не так много чего изменилось, с попутчиками разговаривала в поездах и на автовокзалах. Это еще один слой поверх. Заполировала все это рассказами геолога Ефремова - его вроде бы фантастическое "Озеро горных духов" почти целиком взято из жизни, не считая собственно озера самородной ртути. Но линзы самородной ртути там есть, просто не на воздухе. Хорошо, что проект строительства ГЭС в среднем течении Катуни так и не был реализован. Это могла быть мощная катастрофа с отравлением больших площадей вниз по Катуни и Оби. А недавно на это лег Пушкин с его "Капитанской дочкой", прочитанной дуплетом с его же "Историей пугачевского бунта". Видимо мне надо много всего, чтобы вьехать в тему. И очень важно вживую попасть на это место, прочувствовать.
Но вот ведь - сказка Шукшина о том, как Иван-Дурак за справкой к Мудрецу ходил, торкает ничуть не меньше. То же с Булгаковым. Очень люблю его "Записки молодого врача", но выросла на "Мастере и Маргарите". Видимо мне нужен вот этот сюрреалистический элемент в повествовании. Причем неважно, откуда он берется - из самой ситуации, как у Шлковского с солдатами и матросами, которые носились по заснеженному Питеру на грузовиках, за один день получив права, побив машины и побросав непобитые, когда кончился бензин. Или из воображения автора, который пускает в ситуацию ведьму на борове с молотком. Да и "Капитанская дочка" - сильная вещь, пусть и волшебная сказка.
При этом сюр есть и там, где вроде бы повествование реалистическое. Если вы читали "Колымские рассказы", там есть история о том, как блатные заставили образованного им романы тискать и письма писать на волю любовные. А потом оказалось, что письма эти пахан отправлял супруге того интеллигента, совершенно вскружив ей голову. Этакий перепев "Сирано де Бержерака". Но если начать вдумываться, то понимаешь, что пахан, знакомый с Ростаном настолько, чтобы разыграть это на нарах от скуки - точно такой же сюр, как Маргарита с молотком. Просто сюр не такой очевидный. Эта история только кажется реалистичной, она вся сконструирована. С целью донести до читателя мысль, что лагерь - это опыт, без которого лучше в жизни обойтись. Что никого еще "воспитание трудом" не сделало лучше. Что наоборот, в условиях лагеря происходит растление, с выхолащиванием из людей всего самого лучшего, человеческого. В частности, еще и потому, что жизнь и благополучие "врагов народа" в лагерях власть отдала в руки блатных, "друзей народа".
Поэтому для меня такие вот вещи - это противоположность "словесному поносу". Это выжимка из природы и идей, когда на выходе - перегнанный продукт, чистый как слеза. Сплав реализма с привнесением гротеска более доходчив, чем свидетельство очевидца. Кроме того, мемуары в чистом виде наверно тоже не встречаются. Это, как ни крути, литературное произведение. Куда сюр проникает просто из особенности человеческого сознания - плести из всего сказки. И чем вкуснее получается сказка, чем больше событий она увязывает, тем слаще в нее уверовать. За это спасибо Эко с "Маятником Фуко". Он-то думал, что исследует основу фашизма. Но написал что-то гораздо более всеобьемлещее...
|