У меня есть история про этих ребят.
Где-то сто лет назад будучи на Югах приходит ко мне один такой черный копатель, наслышанный, что я из Питера-Ленинграда и соображаю в ценностях искусства. Осторожно выведывает, что мол и как, соображаю я в этом деле или нет. Делает вывод, что соображаю. Да и мне, просто из любопытства, интересно, что там у него есть.
В частности, рассказывает, что отрыли с братом в неком кургане помимо прочего небольшую икону Богоматери, хранившуюся в коробке и покрытую сверху чем-то типа лака. Подробно расспросив, выяснил, что икона необычная, сделана из мелкой мозаики.
Можешь принести показать? - спрашиваю. Ответил, что да. Завтра.
Человек ушел, а у меня разыгралось воображение. Ведь известен факт, что когда Екатерина переселяла запорожских казаков на Кубань, то свой запас золота и сокровищ, завоеванных и награбленных за века существования Сечи, запорожцы тайно перевезли с собой. Затем это все где-то опять же тайно хранилось сто с лишним лет, а во время Гражданской войны пропало. Предполагается, что золото и прочее спрятано то ли в пещере в предгорьях Кавказа, то ли зарыто где-то в районе станицы Уманской на севере, - это произошло когда Кубанская Рада бежала из Екатеринодара.
Все это всплыло в моей голове и тут же мгновенно выстроилась цепочка. Православная икона из мозаики - это Византия до иконоборчества, то бишь, до VIII века. Запорожцы множество раз делали набеги на Турцию - вот так икона попала в Сечь.
Во как! Это же редкость несусветная - считается, что после ста с лишним лет борьбы с иконами старых икон практически не осталось. Это же уровень Эрмитажа, не меньше!
Проходит целый день тягучего ожидания. Наконец подъезжает "археолог". Вид смущенно-понурый. Думаю - не с проста, передумал или чего-то испугался, не иначе.
Ну что, - спрашиваю, - привез?
Мнется, молчит, ножкой землю ковыряет.
Что за дела? - спрашиваю, - Говори уж.
Угрюмо вздохнув, признается, что перед тем как везти мне икону, принялись с братом ее реставрировать. Они всегда так делают. Уж больно она была невзрачная и видно было плохо из-за слоя лака. Ни вода, ни водка не брала грязь, решили икону полить и оттереть растворителем. Ну она вся и посыпалась. Одна дощечка осталась, да и ту брат сгоряча разбил в труху.
Вот так Эрмитаж лишился мирового уровня ценности, а я с тех пор на дух не переношу запахи растворителей.